Приём «Визитная карточка» по литературному произведению
В течение учебного года учащиеся знакомятся с большим количеством литературных текстов. Как сделать так, чтобы эти тексты заставили ребёнка задуматься, принесли пользу, а не прошли мимо?
Помочь ученику понять проблематику произведения, выявить авторскую позицию призван приём “Визитная карточка”. “ВК” – это перечень из 3-х пунктов, которые дети заполняют сразу после прочтения произведения:
1.Жанр.
2.Проблематика.
3.Авторская позиция.
Заполнение “визитной карточки” позволяет:
- сформировать у ученика представление о литературных жанрах (например, многие учащиеся удивятся, узнав, что “стихотворение” не является лит. жанром),
- научить определять круг проблемных вопросов, с которыми сталкивается главный герой,
- осознать, как автор решает данные проблемы (какое решение, исход для описываемой проблемной ситуации будет наиболее справедливым по мнению автора),
- развить навык приведения аргументации.
- Комментируя своё заполнение “ВК”, например, по балладе В. А. Жуковского “Лесной царь”, ученик должен убедить вас в своей правоте. Почему он считает, что это баллада? Потому что так написано в учебнике? Этот ответ нас не устраивает, ведь дети должны мыслить самостоятельно. Это баллада, потому что
- сочетает в себе признаки эпоса и лирики, т. е. имеет сюжет и выражает авторские эмоции,
- содержит в себе реальное и фантастическое.
- Каков круг проблемных вопросов в данном произведении? Читая балладу, мы спрашиваем себя, почему умирает мальчик? Являются ли причиной его смерти чары лесного царя? Насколько велико влияние природных сил на человека?
- Что думает автор по поводу изображаемых событий? В. А. Жуковский в своей балладе варажает языческие, мифологические представления об отношениях человека и природы. “Природа загадочна и непостижима”, – говорит нам автор в данном произведении.
Инструкцию по выполнению задания “Визитная карточка” можно посмотреть по ссылке.
Для закрепления и систематизации полученных УУД в конце четверти/полугодия/ года полезно составлять структурно-логическую схему для произведений с одинаковой проблематикой. Одну и ту же проблему авторы решают по-разному. Для примера предлагаю структурно-логическую схему, составленную по программе 6 класса Курдюмовой Т. Ф.
Предложите детям самостоятельно написать на линии ключевое слово, выражающее отношение человека к природе (скачайте нижепредложенный файл). Усложните ученикам задачу, оставив внутри блока только ФИО автора. Пусть подумают, в каком из произведений есть данная проблематика.