Регистрация
Сейчас на сайте: 2

Технология развития критического мышления.

Приём Фишбоун на уроках литературы.

 

 

     Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) – приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения. Фишбоун позволяет:

  1. определить проблемный вопрос,
  2. установить причинно-следственные связи событий и явлений в тексте,
  3. сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерности

     В голове рыбы прописывается проблемный вопрос (проблемный вопрос и вывод в “хвосте” должны логически соотносится друг с другом, как вопрос и ответ). На косточках слева –  причины, справа – факты.

     Как разобраться, где причины, а где факты? Для себя я решила этот вопрос так: факт – конкретное проявление в произведении того, что указано в “причине”. Давайте посмотрим, как это работает на примере русской народной сказки “По щучьему велению”.

 

Так выглядит частично заполненный Фишбоун, составленный способом “Качества героя”.

То есть слева вы видите причины, которые привели к определённому результату. Справа вы должны доказать, что герой действительно проявляет данное качество на примере из текста (цитата или своими словами). В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Помня о том, что проблемный вопрос и вывод должны логически соотносится, давайте немного порассуждаем, какими они могут быть для этого Фишбоун про Емелю. В схеме я намеренно оставила безликий, неконкретный проблемный вопрос, который отражает способ составления. Но что бы я там написала? Каков главный вопрос этой сказки? Вопрос таков: Емеля заслужил своё счастье личными качествами, или ему незаслуженно повезло? Это стратегия или слепая удача? Исследуя этот вопрос (Фишбоун – это мини-исследование), находим у Емели следующие качества: лень, осмотрительность… Какие ещё качества можно обнаружить у героя?Анализируя сказку, понимаешь, что Емеля – вовсе не дурак. Можно с уверенностью сказать: он верит в свою звезду. Когда к нему приходят слуги царя, он требует к себе уважения. Иначе говоря проявляет достоинство. Приехав во дворец, Емеля влюбляет в себя не кого-нибудь, а именно царскую дочь! Как он мог такое замыслить? Емеля проявляет амбициозность, немыслимую для нищего дурака. Нам осталось сделать вывод, отвечая на проблемный вопрос.  

  • Емеля заслужил своё счастье личными качествами, или ему незаслуженно повезло? Ответ/вывод в “хвосте”: Емеля заслужил своё счастье личными качествами.
  • Или … Почему Емеля стал богатым и красивым? Ответ/вывод в “хвосте”: Емеля не упустил свой шанс.
  • Или… Качества героя. Вывод в “хвосте”: из грязи в князи.
  • Или… Емеля – дурак или творец своей судьбы? Вывод: Емеля – творец своей судьбы.

     Выводы по этой сказке , полученные при составлении Фишбоун, честно сказать, сильно удивили меня. Я считала Емелю лентяем, незаслуженно получившим всё, что он хотел. Но с фактами не поспоришь. Емеля действительно проявляет осмотрительность, чувство собственного достоинства и амбициозность. Здесь уместно вспомнить старика из сказки “О рыбаке и рыбке”  А. С. Пушкина. Старик, получив волшебный предмет, даже не хочет им воспользоваться. Это можно оценивать как определённую философию, но, возможно, старик просто не верит в вероятность собственного счастья? Емеля же, получив волшебный предмет, намерен жить здесь и сейчас и берёт от жизни максимум. Если жену, - то царевну, если дом, - то дворец.

     Приём Фишбоун даёт возможность ранжировать сложность задания. Вы можете:

  • прописать проблемный вопрос, открыть все левые косточки и 1 правую,
  • прописать проблемный вопрос, открыть только левые косточки,
  • прописать только проблемный вопрос,
  • дать задание учащимся самим определить проблемный вопрос и составить Фишбоун (это уже будет проект).

     Учащиеся могут заполнять схему Фишбоун  индивидуально, работая в парах или группах. Самое главное – это выводы, к которым они приходят в процессе анализа. В хвосте «рыбы» они прописывают авторскую позицию, то есть идею, то есть понимают, чему учит это произведение.

     Такую схему также  можно использовать как шаблон при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте прописан вывод.

     Структурно-логическая схема Фишбоун позволяет формировать речевую компетенцию учащихся. По такой схеме учитель может задавать неограниченное количество вопросов. Дети работают с текстом произведения, выявляют причинно-следственные связи, определяют авторскую позицию, формулируют собственное мнение по проблемному вопросу, высказывают предположения.

Также Вы можете посмотреть примеры построения схемы Фишбоун

здесь

здесь 

и здесь.


Как составить Фишбоун?

Способы составления схемы.

 

     Работая с текстом художественного произведения, учащиеся  сталкиваются с рядом трудностей. Неумение увидеть проблемы, поднимаемые автором в тексте, приводит к тому, что школьники основное внимание обращают на сюжет произведения. Такое чтение оставляет смутное, нечёткое, бедное впечатление, не позволяет сформировать собственную оценку описываемых событий.

     Дополнительную сложность для школьников представляет адаптация текста к современным реалиям. Читая текст, написанный автором-классиком, многие учащиеся считают его (текст) безнадёжно устаревшим. Такое мнение складывается у школьников, которые не видят, не понимают вневременных ценностей, идей, смыслов, заложенных в произведении. Задача учителя – помочь учащимся найти эти смыслы и придать им современное звучание.

     В своей педагогической практике я использую 4 способа составления структурно-логической схемы Фишбоун, которым дала названия, отражающие логику, особенности анализа:

  1. «Снежный ком»,
  2. «Качества героя»,
  3. «Перекрёсток мнений»,
  4. «Части целого».
  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Снежный ком». 

 

     Составление Фишбоун начинается с формулировки вопроса. От того, как вы сформулируете вопрос, зависит направление анализа.

     Представленный способ составления Фишбоун легко усвоить, если подключить ассоциативное мышление. «Снежный ком» - ситуация, когда одно событие в жизни героя неизбежно влечёт за собой другие. Здесь можно выделить главное событие, от которого зависят остальные. События могут катастрофически ухудшать ситуацию или приводить к положительному развитию, прогрессу в каком-либо деле. Таким способом мною составлены Фишбоун 

  • “Социализация колобка” по русской народной сказке “Колобок”,
  • “Каким должен быть достойный дворянин?” по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”,
  • “Почему Митрофан не сможет стать достойным дворянином?” по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”,
  • “Причины бунта Владимира Дубровского?” по повести А. С. Пушкина “Дубровский”,
  • “Как Данилко Недокормыш стал Данилой-мастером?” по сказу П. П. Бажова “Каменный цветок”,
  • “Почему Васютка потерялся в тайге?” по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”,
  • “Как бабушка относится к своему внуку?” по рассказу В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”,
  • “Почему Витя обманывает свою бабушку?” по рассказу В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.
  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Качества героя»​.

     Структурно-логическая схема Фишбоун «Качества героя» предполагает анализ качеств героя, которые привели его к определённому результату. Как это выглядит на примере всем известной сказки. Иван-царевич добрый, ответственный, целеустремлённый, поэтому он победил. Кощей бессмертный злой, жадный, поэтому он повержен. В хвосте схемы представлен вывод.

     Формулируя проблемный вопрос Фишбоун, желательно представить противоречие в характере, поступках, поведении героя. Это помогает понять логику анализа. Противоречие можно сформулировать разными способами: через антонимичную пару, используя приём «казнить нельзя помиловать». Способом “Качества героя” я составила Фишбоун

  • “Почему Пугачёв отпускает Петра Гринёва из Белогорской крепости?” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”,
  • “Маша Миронова боязливая и смелая” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”,
  • “Почему Бирюк отпускает вора?” по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”,
  • “Герасим – покорный бунтарь” по рассказу И. С. Тургенева “Муму”,
  • “Почему Жилин выбрался из плена?” по рассказу Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”,
  • “Почему приближённым императора очень нравится искуственный соловей?” по сказке Х. К. Андерсена “Соловей”,
  • “Денис Григорьев – злоумышленник или жертва государственной системы?” по рассказу А. П. Чехова “Злоумышленник”,
  • “Почему Данила-мастер уходит от людей?” по сказу П. П. Бажова “Каменный цветок”,
  • “Почему Мария Никифоровна завоевала уважение жителей Хошутово?” по рассказу А. А. Платонова “Песчаная учительница”,
  • “Почему Васютка выбрался из тайги” по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

 

  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Перекрёсток мнений».

     Такой способ составления Фишбоун представляет разные, порой противоположные мнения героя, героев, групп людей по одному вопросу. Схема позволяет учащимся осознать, что существуют люди с другой точкой зрения, с позицией, отличающейся от нашей, и это абсолютно нормально. В процессе составления схемы дети учатся находить компромисс, уважать чужое мнение, понимать причины поведения героев. Таким способом я составила Фишбоун

  • “Какой должна быть служба Петра Гринёва?” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (посмотреть можно    здесь на с. 40-41.)
  • “Какой соловей нужен императору?” по сказке Х. К. Андерсена “Соловей”,
  • “Собаку истребить нельзя оставить” по рассказу А. П. Чехова “Хамелеон”,
  • “Для тонкого толстый друг или чиновник?” по рассказу А. П. Чехова “Толстый и тонкий”,
  • “Политика госудаства в отношении племени Масаи”.
  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Части целого».

Этот способ составления Фишбоун не может быть отнесён ни к одной из предыдущих групп, поэтому образует четвёртую. В отличие от «Снежного кома» здесь нельзя выделить первостепенное событие. «Части целого» равнозначны, от перемены слагаемых смысл не меняется.

Части целого образуют этапы, вехи, составляющие в жизни героя. Таким способом я составила Фишбоун

  • “В чём проявляются особенности писательского стиля Оскара Уайльда?”,
  • “Работать в Сафуте – похоронить себя заживо или обессмертить?” по рассказу А. А. Платонова “Песчаная учительница”,
  • “Почему Светлана с отцом уходят из дома?” по рассказу А. Гайдара “Голубая чашка”,
  • “Чему Светлана учится в походе?” по рассказу А. Гайдара “Голубая чашка”.

 


Технология развития критического мышления.

Фишбоун по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технология развития критического мышления.

Фишбоун по рассказу А. П. Чехова "Хамелеон".

 

 

Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
png
61.09 KB
Фишбоун Хамелеон.png

Технология развития критического мышления.

Фишбоун по рассказу А. П. Чехова "Толстый и тонкий".

 

 

 

 

Файлы (всего: 1)
Файлы (всего: 1)
файл
png
59.29 KB
Фишбоун Толстый и тонкий.png

Технология развития критического мышления.

Фишбоун по сказке Х. К. Андерсена "Соловей".

 

 

 

 

 

 

Файлы (всего: 2)
Файлы (всего: 2)
файл
png
79.7 KB
Фишбоун Удобный соловей.png
файл
png
46.53 KB
Фишбоун Преданный соловей.png

Технология развития критического мышления.

Приём Фишбоун в работе с публицистическим текстом.

Племя Масаи – традиции или современность?

 

 

Серенгети*     

     Когда над Серенгети наступает рассвет, стадо слонов медленно подходит к источнику, чтобы напиться, рядом в сухой желтой траве лениво отдыхает львиный прайд, а вдалеке воет дикая собака. Река - место скопления диких животных в этой части Серенгети. Люди также приходят сюда за водой. Ночь – время царствования животных, а днем туристы фотографируют дикую природу, биологи изучают экосистему, а племена Масаи пасут свои стада скота. Похоже, что животные и люди умудряются жить вместе в гармонии в одном из последних больших убежищ дикой природы в Африке.

     Название Серенгети происходит от слова Масаи, которое означает "место, с бесконечными землями". Но оно может оказаться  недостаточно большим  для Масаи, если они будут сохранять традиционный образ жизни. Когда-то Масаи могли свободно кочевать по стране, но с 1959 года в результате переговоров Нгоронгоро они были ограничены Серенгети-зоной. Этот район был создан как место, где Масаи могли продолжать свой кочевой образ жизни, где можно было защитить дикую природу и развивать туризм.

     Сохранение дикой природы, интерес к традиционной культуре племени Масаи  способствует процветанию туризма. Но возникла проблема:  за последние пятьдесят лет численность Масаи увеличилась с 10000 до 50000 человек. В результате оказалось слишком много людей и слишком мало ресурсов. Власти опасаются, что крупномасштабное сельское хозяйство повлияет на естественную среду обитания в этом районе.

     Рост популяции Масаи также вызывает беспокойство у защитников природы из-за негативного влияния на животных в заповедной зоне. Стада гну, зебр и других животных путешествуют по региону Нгоронгоро своими миграционными путями. Поселения Масаи, фермы и выпас скота могут помешать этим важным маршрутам.

     В деревне Эндулен есть больница, школа и рынок. В этой деревне 8000 жителей, но там нет водоснабжения, только река. Река, которая обеспечивает потребность людей в питье, приготовлении пищи и купании. Это источник жизни этого шумного сообщества, которое продолжает расти из года в год.

     Однако природоохранные власти не хотят обеспечивать Масаи надежным водоснабжением. Так как они не хотят поощрять постоянные поселения в пределах заповедной зоны. Масаи могут жить в этом районе только в качестве кочевников, которые временно пользуются землей. Если Масаи хотят перейти от кочевого существования к фермерскому хозяйству с полными удобствами, такими как водоснабжение и электричество, то они должны покинуть регион Нгоронгоро.

*Текст взят из учебника английского языка “Starlight” 11 класс, в сокращении. Этот текст очень хорошо подходит для формирования и развития глобальных компетенций.

 

1.Политика государства в отношении племени Масаи.

 

 

Представленный ниже Фишбоун составлен способом “Перекрёсток мнений”. Как оценивают политику государства в отношении племени Масаи

  • государство,
  • защитники природы (“зелёные”),
  • сами Масаи?

Государство считает, что заботится о Масаи. Серенгети-зона – место, где племя может продолжать свой кочевой образ жизни. Защитники природы говорят о том, что забота государства о Масаи чрезмерна. Рост численности племени негативно влияет на природу в заповедной зоне. Сами Масаи понимают, что лишены современных благ: водоснабжения, электричества. В этой ситуации мы видим конфликт интересов 3 групп (я выделяю в схеме только 3 группы, в реальности их, конечно, больше). Как в данной ситуации будет действовать государство?

     Государство заинтересовано в том, чтобы сохранить традиционный уклад племени Масаи, так как это привлекает в Серенгети туристов. Также туристов привлекает дикая природа. Поэтому государство будет искать способы регулирования численности Масаи на территории заповедника, чтобы защитить дикую природу и развивать туризм.

 

 

 

2.Традиционную культуру Масаи сохранить нельзя принять современный образ жизни  (пунктуационной ошибки нет. Спросите учащихся, где нужно поставить запятую?).

 

 

     Фишбоун составлен способом “Перекрёсток мнений”. Племя Масаи находится на распутье: сохранить традиции или принять современный образ жизни? Осёдлый образ жизни даст Масаи возможность вести фермерское хозяйство, пользоваться водопроводом и электричеством. Но это приведёт к потере национальной идентичности, ведь Масаи – кочевой народ. Племени предстоит сделать непростой выбор...

 

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)
Файлы (всего: 2)
Файлы (всего: 2)
файл
png
42.01 KB
Государство и Масаи.png
файл
png
47.92 KB
Масаи традиции или современность.png

Технология развития критического мышления.

Фишбоун по рассказу Л. Н. Толстого "После бала".

 

1.Фишбоун “Почему Иван Васильевич разлюбил Вареньку?”, составленный способом “Снежный ком”.

 

 

 

2.Фишбоун, составленный способом “Перекрёсток мнений”.

 


Технология развития критического мышления.

Фишбоун по рассказу А. Грина "Гнев отца".

 

 

1.Фишбоун “Том – нарушитель техники безопасности или жертва неправильных методов воспитания?”, составленный способом “Перекрёсток мнений”.

 

 

2.Фишбоун “Том Беринг – маленький воин”, составленный способом “Качества героя”.

 

 

3.Фишбоун “Принципы воспитания тёти Корнелии и дяди Карла”, составленный способом “Части целого”.

 

 

4.Фишбоун “Как нужно воспитывать активного и смелого ребёнка, который каждый день хочет совершать множество открытий?”, для которого вы сами можете выбрать способ.

 

 


Технология развития критического мышления.

Фишбоун по рассказу А. Аверченко "Смерть африканского охотника".

 

1.Фишбоун “Почему мальчик “похоронил африканского охотника”?”, составленный способом “Части целого”.

 

 

2.Фишбоун “Каким должен быть индеец?”, составленный способом “Перекрёсток мнений”.

 

 

3.Фишбоун “Черты романтизма в сознании главного героя”, составленный способом “Части целого”.