Применяем стратегии смыслового чтения: структурно-логическая схема.
Вместо 150 слов используйте 10 – 15, и смысл текста сразу станет вам понятен.
Уважаемые коллеги!
Начиная новую тему по литературе с чтения биографии автора в учебнике, предложите ученикам составить структурно-логическую схему по тексту.
Зачем составлять структурно-логическую схему по биографии автора? Не лучше ли составить схему по произведению, ведь это интереснее? А вот и нет! Важно понять, что произведение в данном случае вторично. Первичен автор со своими впечатлениями, своим мнением, своей судьбой. Произведение возникает, когда автор
- переполнен эмоциями (А. С. Пушкин от любви, М. М. Пришвин от гармонии в природе),
- не согласен с существующим порядком (И. С. Тургенев/крепостное право, А. И. Солженицын/тоталитарный режим),
- хочет поделиться с нами социальным опытом (множество произведений о выходе героя/героини из проблемной ситуации).
Любое творение писателя – проекция, отражение, порою – искажение его реальной жизни. Не может текст появиться сам по себе. Внешнее событие даёт импульс воображению писателя. Дети должны понимать:
- сначала была сложная ситуация в жизни автора, были сделаны выводы и
- появилась идея, убеждение, которыми автор хочет поделиться с читателем.
- Раскрытию идеи служат сюжет и характеры. Так появляются художественные тексты.
Работая над биографией поэта, писателя, драматурга ученик видит переломные моменты в его судьбе. Тем самым он может предугадать проблематику будущего произведения. А не это ли является предтекстовой стратегией смыслового чтения?
Произведение – плод авторских раздумий. Знакомясь с биографией автора, дети понимают, что его волновало, тревожило, о чём у него болела душа. Они готовятся к правильному восприятию изучаемого произведения, к постижению смысла, идеи. Многим педагогам знакома такая ситуация: дети знают сюжет, могут описать героев. Но, к сожалению, мало кто из учеников даёт правильную оценку герою с учётом исторического контекста и, тем более, понимает авторский замысел.
Составление структурно-логической схемы по биографии автора позволяет нам выделить в жизни автора ключевые этапы (влияние малой родины/родителей/роль образования/влияние наставника/отношения с властью/роль исторических событий/выводы/итоги жизни). Если текст биографии составляет 150 слов, то в схеме их будет 10-15. В центре схемы блок с фамилией, инициалами автора, годы жизни (именно поэтому слово “автор” больше не используется ни в каком блоке, понятно, что всё сказанное относится к личности в центре схемы). Автора окружают люди, события, творения (внутри блоков). На ветви (стрелке) может быть указано отношение, чувство автора, причина того, что названо в блоке, т.е. вы должны определить промежуточное понятие.
Куда должна быть направлена стрелка? Стрелка обозначает влияние. Малая родина влияет на писателя, потому, что он впитывает особенности культуры, быта, верований (Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, П. П. Бажов и др.). Потеря матери влияет на будущего автора, формируя то самое “трагическое мироощущение” у М. Ю. Лермонтова, но не у В. П. Астафьева. Обучение в Царскосельском лицее оказывает сильное влияние на убеждения А. С. Пушкина и М. Е. Салтыкова – Щедрина. Возмужав, наш автор начинает писать. Понятно, что стрелка направлена от писателя к произведению в блоке. Но в этом случае стрелка будет взаимонаправленной, ведь произведение, приобретя материальный облик, начинает влиять на жизнь автора: приносит ему славу, доход, определяет его репутацию. Взаимонаправленной стрелка также будет в ситуации сопротивления, например, ВОВ повлияла на жизнь писателя, но он старался преодолевать невзгоды (В. П. Астафьев).
Обозначать направление стрелок на СЛС по биографии автора – довольно увлекательное занятие. Я занимаюсь этим с детьми в самом конце составления. Это как вишенка на торте. Пусть дети спорят, доказывают своё мнение.
Для облегчения вашего ежедневного труда на сайте представлены схемы и сами тексты, разбитые на логические отрезки с цифрой, соответствующей блоку. Вы можете поэтапно и безболезненно приучить детей к подобной работе, со временем усложняя задачу.
Варианты задания:
1.Простой. Демонстрируете ученикам текст с цифрами (проектор/раздаточный материал) и схему, частично заполненную (доска).
2.Сложнее. Демонстрируете детям текст с цифрами, частично проставленными и часть блоков/стрелок…
3.Ещё сложнее. “Разбивку” текста не демонстрируете. Показываете только часть блоков/стрелок. Остальное дети делают самостоятельно.
4.Сложный. Но он и самый творческий. Учащиеся самостоятельно составляют структурно-логическую схему по тексту. Количество блоков и название стрелок могут отличаться от представленных мной вариантов, это нормально.
Чтобы познакомиться с материалами на этой странице, выберите подраздел.
Другие материалы по составлению структурно-логических схем по биографии автора
Вы можете посмотреть здесь,
и здесь.