Регистрация
Сейчас на сайте: 5
Этот блок ещё не заполнен

Технология развития критического мышления.

Приём Фишбоун на уроках литературы.

 

 

     Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) – приём смыслового чтения, который реализуется в рамках технологии критического мышления. Составление фишбоун позволяет раскрыть для понимания проблемную тему, показать причины, которые привели к определённому повороту в сюжете художественного произведения. Фишбоун позволяет:

  1. определить проблемный вопрос,
  2. установить причинно-следственные связи событий и явлений в тексте,
  3. сформулировать вывод по поставленной проблеме, учитывая найденные закономерности

     В голове рыбы прописывается проблемный вопрос (проблемный вопрос и вывод в “хвосте” должны логически соотносится друг с другом, как вопрос и ответ). На косточках слева –  причины, справа – факты.

     Как разобраться, где причины, а где факты? Для себя я решила этот вопрос так: факт – конкретное проявление в произведении того, что указано в “причине”. Давайте посмотрим, как это работает на примере русской народной сказки “По щучьему велению”.

 

Так выглядит частично заполненный Фишбоун, составленный способом “Качества героя”.

То есть слева вы видите причины, которые привели к определённому результату. Справа вы должны доказать, что герой действительно проявляет данное качество на примере из текста (цитата или своими словами). В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Помня о том, что проблемный вопрос и вывод должны логически соотносится, давайте немного порассуждаем, какими они могут быть для этого Фишбоун про Емелю. В схеме я намеренно оставила безликий, неконкретный проблемный вопрос, который отражает способ составления. Но что бы я там написала? Каков главный вопрос этой сказки? Вопрос таков: Емеля заслужил своё счастье личными качествами, или ему незаслуженно повезло? Это стратегия или слепая удача? Исследуя этот вопрос (Фишбоун – это мини-исследование), находим у Емели следующие качества: лень, осмотрительность… Какие ещё качества можно обнаружить у героя?Анализируя сказку, понимаешь, что Емеля – вовсе не дурак. Можно с уверенностью сказать: он верит в свою звезду. Когда к нему приходят слуги царя, он требует к себе уважения. Иначе говоря проявляет достоинство. Приехав во дворец, Емеля влюбляет в себя не кого-нибудь, а именно царскую дочь! Как он мог такое замыслить? Емеля проявляет амбициозность, немыслимую для нищего дурака. Нам осталось сделать вывод, отвечая на проблемный вопрос.  

  • Емеля заслужил своё счастье личными качествами, или ему незаслуженно повезло? Ответ/вывод в “хвосте”: Емеля заслужил своё счастье личными качествами.
  • Или … Почему Емеля стал богатым и красивым? Ответ/вывод в “хвосте”: Емеля не упустил свой шанс.
  • Или… Качества героя. Вывод в “хвосте”: из грязи в князи.
  • Или… Емеля – дурак или творец своей судьбы? Вывод: Емеля – творец своей судьбы.

     Выводы по этой сказке , полученные при составлении Фишбоун, честно сказать, сильно удивили меня. Я считала Емелю лентяем, незаслуженно получившим всё, что он хотел. Но с фактами не поспоришь. Емеля действительно проявляет осмотрительность, чувство собственного достоинства и амбициозность. Здесь уместно вспомнить старика из сказки “О рыбаке и рыбке”  А. С. Пушкина. Старик, получив волшебный предмет, даже не хочет им воспользоваться. Это можно оценивать как определённую философию, но, возможно, старик просто не верит в вероятность собственного счастья? Емеля же, получив волшебный предмет, намерен жить здесь и сейчас и берёт от жизни максимум. Если жену, - то царевну, если дом, - то дворец.

     Приём Фишбоун даёт возможность ранжировать сложность задания. Вы можете:

  • прописать проблемный вопрос, открыть все левые косточки и 1 правую,
  • прописать проблемный вопрос, открыть только левые косточки,
  • прописать только проблемный вопрос,
  • дать задание учащимся самим определить проблемный вопрос и составить Фишбоун (это уже будет проект).

     Учащиеся могут заполнять схему Фишбоун  индивидуально, работая в парах или группах. Самое главное – это выводы, к которым они приходят в процессе анализа. В хвосте «рыбы» они прописывают авторскую позицию, то есть идею, то есть понимают, чему учит это произведение.

     Такую схему также  можно использовать как шаблон при обучении написанию сочинения. Каждый «этаж» косточек будет представлять отдельный абзац, который ученики должны дополнить цитатой из текста. В хвосте прописан вывод.

     Структурно-логическая схема Фишбоун позволяет формировать речевую компетенцию учащихся. По такой схеме учитель может задавать неограниченное количество вопросов. Дети работают с текстом произведения, выявляют причинно-следственные связи, определяют авторскую позицию, формулируют собственное мнение по проблемному вопросу, высказывают предположения.

Также Вы можете посмотреть примеры построения схемы Фишбоун

здесь

здесь 

и здесь.