Как составить Фишбоун?
Способы составления схемы.
Работая с текстом художественного произведения, учащиеся сталкиваются с рядом трудностей. Неумение увидеть проблемы, поднимаемые автором в тексте, приводит к тому, что школьники основное внимание обращают на сюжет произведения. Такое чтение оставляет смутное, нечёткое, бедное впечатление, не позволяет сформировать собственную оценку описываемых событий.
Дополнительную сложность для школьников представляет адаптация текста к современным реалиям. Читая текст, написанный автором-классиком, многие учащиеся считают его (текст) безнадёжно устаревшим. Такое мнение складывается у школьников, которые не видят, не понимают вневременных ценностей, идей, смыслов, заложенных в произведении. Задача учителя – помочь учащимся найти эти смыслы и придать им современное звучание.
В своей педагогической практике я использую 4 способа составления структурно-логической схемы Фишбоун, которым дала названия, отражающие логику, особенности анализа:
- «Снежный ком»,
- «Качества героя»,
- «Перекрёсток мнений»,
- «Части целого».
- Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Снежный ком».
Составление Фишбоун начинается с формулировки вопроса. От того, как вы сформулируете вопрос, зависит направление анализа.
Представленный способ составления Фишбоун легко усвоить, если подключить ассоциативное мышление. «Снежный ком» - ситуация, когда одно событие в жизни героя неизбежно влечёт за собой другие. Здесь можно выделить главное событие, от которого зависят остальные. События могут катастрофически ухудшать ситуацию или приводить к положительному развитию, прогрессу в каком-либо деле. Таким способом мною составлены Фишбоун
- “Социализация колобка” по русской народной сказке “Колобок”,
- “Каким должен быть достойный дворянин?” по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”,
- “Почему Митрофан не сможет стать достойным дворянином?” по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”,
- “Причины бунта Владимира Дубровского?” по повести А. С. Пушкина “Дубровский”,
- “Как Данилко Недокормыш стал Данилой-мастером?” по сказу П. П. Бажова “Каменный цветок”,
- “Почему Васютка потерялся в тайге?” по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”,
- “Как бабушка относится к своему внуку?” по рассказу В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”,
- “Почему Витя обманывает свою бабушку?” по рассказу В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.
- Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Качества героя».
Структурно-логическая схема Фишбоун «Качества героя» предполагает анализ качеств героя, которые привели его к определённому результату. Как это выглядит на примере всем известной сказки. Иван-царевич добрый, ответственный, целеустремлённый, поэтому он победил. Кощей бессмертный злой, жадный, поэтому он повержен. В хвосте схемы представлен вывод.
Формулируя проблемный вопрос Фишбоун, желательно представить противоречие в характере, поступках, поведении героя. Это помогает понять логику анализа. Противоречие можно сформулировать разными способами: через антонимичную пару, используя приём «казнить нельзя помиловать». Способом “Качества героя” я составила Фишбоун
- “Почему Пугачёв отпускает Петра Гринёва из Белогорской крепости?” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”,
- “Маша Миронова боязливая и смелая” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”,
- “Почему Бирюк отпускает вора?” по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”,
- “Герасим – покорный бунтарь” по рассказу И. С. Тургенева “Муму”,
- “Почему Жилин выбрался из плена?” по рассказу Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”,
- “Почему приближённым императора очень нравится искуственный соловей?” по сказке Х. К. Андерсена “Соловей”,
- “Денис Григорьев – злоумышленник или жертва государственной системы?” по рассказу А. П. Чехова “Злоумышленник”,
- “Почему Данила-мастер уходит от людей?” по сказу П. П. Бажова “Каменный цветок”,
- “Почему Мария Никифоровна завоевала уважение жителей Хошутово?” по рассказу А. А. Платонова “Песчаная учительница”,
- “Почему Васютка выбрался из тайги” по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.
- Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Перекрёсток мнений».
Такой способ составления Фишбоун представляет разные, порой противоположные мнения героя, героев, групп людей по одному вопросу. Схема позволяет учащимся осознать, что существуют люди с другой точкой зрения, с позицией, отличающейся от нашей, и это абсолютно нормально. В процессе составления схемы дети учатся находить компромисс, уважать чужое мнение, понимать причины поведения героев. Таким способом я составила Фишбоун
- “Какой должна быть служба Петра Гринёва?” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (посмотреть можно здесь на с. 40-41.)
- “Какой соловей нужен императору?” по сказке Х. К. Андерсена “Соловей”,
- “Собаку истребить нельзя оставить” по рассказу А. П. Чехова “Хамелеон”,
- “Для тонкого толстый друг или чиновник?” по рассказу А. П. Чехова “Толстый и тонкий”,
- “Политика госудаства в отношении племени Масаи”.
- Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Части целого».
Этот способ составления Фишбоун не может быть отнесён ни к одной из предыдущих групп, поэтому образует четвёртую. В отличие от «Снежного кома» здесь нельзя выделить первостепенное событие. «Части целого» равнозначны, от перемены слагаемых смысл не меняется.
Части целого образуют этапы, вехи, составляющие в жизни героя. Таким способом я составила Фишбоун
- “В чём проявляются особенности писательского стиля Оскара Уайльда?”,
- “Работать в Сафуте – похоронить себя заживо или обессмертить?” по рассказу А. А. Платонова “Песчаная учительница”,
- “Почему Светлана с отцом уходят из дома?” по рассказу А. Гайдара “Голубая чашка”,
- “Чему Светлана учится в походе?” по рассказу А. Гайдара “Голубая чашка”.