Регистрация
Сейчас на сайте: 3

Принять участие в мастер-классе по составлению Фишбоун 23.01.2021.


Как составить Фишбоун?

Способы составления схемы.

 

     Работая с текстом художественного произведения, учащиеся  сталкиваются с рядом трудностей. Неумение увидеть проблемы, поднимаемые автором в тексте, приводит к тому, что школьники основное внимание обращают на сюжет произведения. Такое чтение оставляет смутное, нечёткое, бедное впечатление, не позволяет сформировать собственную оценку описываемых событий.

     Дополнительную сложность для школьников представляет адаптация текста к современным реалиям. Читая текст, написанный автором-классиком, многие учащиеся считают его (текст) безнадёжно устаревшим. Такое мнение складывается у школьников, которые не видят, не понимают вневременных ценностей, идей, смыслов, заложенных в произведении. Задача учителя – помочь учащимся найти эти смыслы и придать им современное звучание.

     В своей педагогической практике я использую 4 способа составления структурно-логической схемы Фишбоун, которым дала названия, отражающие логику, особенности анализа:

  1. «Снежный ком»,
  2. «Качества героя»,
  3. «Перекрёсток мнений»,
  4. «Части целого».
  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Снежный ком». 

 

     Составление Фишбоун начинается с формулировки вопроса. От того, как вы сформулируете вопрос, зависит направление анализа.

     Представленный способ составления Фишбоун легко усвоить, если подключить ассоциативное мышление. «Снежный ком» - ситуация, когда одно событие в жизни героя неизбежно влечёт за собой другие. Здесь можно выделить главное событие, от которого зависят остальные. События могут катастрофически ухудшать ситуацию или приводить к положительному развитию, прогрессу в каком-либо деле. Таким способом мною составлены Фишбоун 

  • “Социализация колобка” по русской народной сказке “Колобок”,
  • “Каким должен быть достойный дворянин?” по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”,
  • “Почему Митрофан не сможет стать достойным дворянином?” по комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”,
  • “Причины бунта Владимира Дубровского?” по повести А. С. Пушкина “Дубровский”,
  • “Как Данилко Недокормыш стал Данилой-мастером?” по сказу П. П. Бажова “Каменный цветок”,
  • “Почему Васютка потерялся в тайге?” по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”,
  • “Как бабушка относится к своему внуку?” по рассказу В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”,
  • “Почему Витя обманывает свою бабушку?” по рассказу В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”.
  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Качества героя»​.

     Структурно-логическая схема Фишбоун «Качества героя» предполагает анализ качеств героя, которые привели его к определённому результату. Как это выглядит на примере всем известной сказки. Иван-царевич добрый, ответственный, целеустремлённый, поэтому он победил. Кощей бессмертный злой, жадный, поэтому он повержен. В хвосте схемы представлен вывод.

     Формулируя проблемный вопрос Фишбоун, желательно представить противоречие в характере, поступках, поведении героя. Это помогает понять логику анализа. Противоречие можно сформулировать разными способами: через антонимичную пару, используя приём «казнить нельзя помиловать». Способом “Качества героя” я составила Фишбоун

  • “Почему Пугачёв отпускает Петра Гринёва из Белогорской крепости?” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”,
  • “Маша Миронова боязливая и смелая” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”,
  • “Почему Бирюк отпускает вора?” по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”,
  • “Герасим – покорный бунтарь” по рассказу И. С. Тургенева “Муму”,
  • “Почему Жилин выбрался из плена?” по рассказу Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”,
  • “Почему приближённым императора очень нравится искуственный соловей?” по сказке Х. К. Андерсена “Соловей”,
  • “Денис Григорьев – злоумышленник или жертва государственной системы?” по рассказу А. П. Чехова “Злоумышленник”,
  • “Почему Данила-мастер уходит от людей?” по сказу П. П. Бажова “Каменный цветок”,
  • “Почему Мария Никифоровна завоевала уважение жителей Хошутово?” по рассказу А. А. Платонова “Песчаная учительница”,
  • “Почему Васютка выбрался из тайги” по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

 

  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Перекрёсток мнений».

     Такой способ составления Фишбоун представляет разные, порой противоположные мнения героя, героев, групп людей по одному вопросу. Схема позволяет учащимся осознать, что существуют люди с другой точкой зрения, с позицией, отличающейся от нашей, и это абсолютно нормально. В процессе составления схемы дети учатся находить компромисс, уважать чужое мнение, понимать причины поведения героев. Таким способом я составила Фишбоун

  • “Какой должна быть служба Петра Гринёва?” по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка” (посмотреть можно    здесь на с. 40-41.)
  • “Какой соловей нужен императору?” по сказке Х. К. Андерсена “Соловей”,
  • “Собаку истребить нельзя оставить” по рассказу А. П. Чехова “Хамелеон”,
  • “Для тонкого толстый друг или чиновник?” по рассказу А. П. Чехова “Толстый и тонкий”,
  • “Политика госудаства в отношении племени Масаи”.
  1. Способ составления структурно-логической схемы Фишбоун «Части целого».

Этот способ составления Фишбоун не может быть отнесён ни к одной из предыдущих групп, поэтому образует четвёртую. В отличие от «Снежного кома» здесь нельзя выделить первостепенное событие. «Части целого» равнозначны, от перемены слагаемых смысл не меняется.

Части целого образуют этапы, вехи, составляющие в жизни героя. Таким способом я составила Фишбоун

  • “В чём проявляются особенности писательского стиля Оскара Уайльда?”,
  • “Работать в Сафуте – похоронить себя заживо или обессмертить?” по рассказу А. А. Платонова “Песчаная учительница”,
  • “Почему Светлана с отцом уходят из дома?” по рассказу А. Гайдара “Голубая чашка”,
  • “Чему Светлана учится в походе?” по рассказу А. Гайдара “Голубая чашка”.