Технология развития критического мышления.
Приём Фишбоун в работе с публицистическим текстом.
Племя Масаи – традиции или современность?
Серенгети*
Когда над Серенгети наступает рассвет, стадо слонов медленно подходит к источнику, чтобы напиться, рядом в сухой желтой траве лениво отдыхает львиный прайд, а вдалеке воет дикая собака. Река - место скопления диких животных в этой части Серенгети. Люди также приходят сюда за водой. Ночь – время царствования животных, а днем туристы фотографируют дикую природу, биологи изучают экосистему, а племена Масаи пасут свои стада скота. Похоже, что животные и люди умудряются жить вместе в гармонии в одном из последних больших убежищ дикой природы в Африке.
Название Серенгети происходит от слова Масаи, которое означает "место, с бесконечными землями". Но оно может оказаться недостаточно большим для Масаи, если они будут сохранять традиционный образ жизни. Когда-то Масаи могли свободно кочевать по стране, но с 1959 года в результате переговоров Нгоронгоро они были ограничены Серенгети-зоной. Этот район был создан как место, где Масаи могли продолжать свой кочевой образ жизни, где можно было защитить дикую природу и развивать туризм.
Сохранение дикой природы, интерес к традиционной культуре племени Масаи способствует процветанию туризма. Но возникла проблема: за последние пятьдесят лет численность Масаи увеличилась с 10000 до 50000 человек. В результате оказалось слишком много людей и слишком мало ресурсов. Власти опасаются, что крупномасштабное сельское хозяйство повлияет на естественную среду обитания в этом районе.
Рост популяции Масаи также вызывает беспокойство у защитников природы из-за негативного влияния на животных в заповедной зоне. Стада гну, зебр и других животных путешествуют по региону Нгоронгоро своими миграционными путями. Поселения Масаи, фермы и выпас скота могут помешать этим важным маршрутам.
В деревне Эндулен есть больница, школа и рынок. В этой деревне 8000 жителей, но там нет водоснабжения, только река. Река, которая обеспечивает потребность людей в питье, приготовлении пищи и купании. Это источник жизни этого шумного сообщества, которое продолжает расти из года в год.
Однако природоохранные власти не хотят обеспечивать Масаи надежным водоснабжением. Так как они не хотят поощрять постоянные поселения в пределах заповедной зоны. Масаи могут жить в этом районе только в качестве кочевников, которые временно пользуются землей. Если Масаи хотят перейти от кочевого существования к фермерскому хозяйству с полными удобствами, такими как водоснабжение и электричество, то они должны покинуть регион Нгоронгоро.
*Текст взят из учебника английского языка “Starlight” 11 класс, в сокращении. Этот текст очень хорошо подходит для формирования и развития глобальных компетенций.
1.Политика государства в отношении племени Масаи.
Представленный ниже Фишбоун составлен способом “Перекрёсток мнений”. Как оценивают политику государства в отношении племени Масаи
- государство,
- защитники природы (“зелёные”),
- сами Масаи?
Государство считает, что заботится о Масаи. Серенгети-зона – место, где племя может продолжать свой кочевой образ жизни. Защитники природы говорят о том, что забота государства о Масаи чрезмерна. Рост численности племени негативно влияет на природу в заповедной зоне. Сами Масаи понимают, что лишены современных благ: водоснабжения, электричества. В этой ситуации мы видим конфликт интересов 3 групп (я выделяю в схеме только 3 группы, в реальности их, конечно, больше). Как в данной ситуации будет действовать государство?
Государство заинтересовано в том, чтобы сохранить традиционный уклад племени Масаи, так как это привлекает в Серенгети туристов. Также туристов привлекает дикая природа. Поэтому государство будет искать способы регулирования численности Масаи на территории заповедника, чтобы защитить дикую природу и развивать туризм.
2.Традиционную культуру Масаи сохранить нельзя принять современный образ жизни (пунктуационной ошибки нет. Спросите учащихся, где нужно поставить запятую?).
Фишбоун составлен способом “Перекрёсток мнений”. Племя Масаи находится на распутье: сохранить традиции или принять современный образ жизни? Осёдлый образ жизни даст Масаи возможность вести фермерское хозяйство, пользоваться водопроводом и электричеством. Но это приведёт к потере национальной идентичности, ведь Масаи – кочевой народ. Племени предстоит сделать непростой выбор...