Регистрация
Сейчас на сайте: 2

Приём «Визитная карточка» по литературному произведению


     

        В течение учебного года учащиеся знакомятся с большим количеством литературных текстов. Как сделать так, чтобы эти тексты заставили ребёнка задуматься, принесли пользу, а не прошли мимо?

       Помочь ученику понять проблематику произведения, выявить авторскую позицию призван приём “Визитная карточка”. “ВК” – это перечень из 3-х пунктов, которые дети заполняют сразу после прочтения произведения:

1.Жанр.

2.Проблематика.

3.Авторская позиция.

 

Заполнение “визитной карточки” позволяет:

 

  • сформировать у ученика представление о литературных жанрах (например, многие учащиеся удивятся, узнав, что “стихотворение” не является лит. жанром),
  • ​научить определять круг проблемных вопросов, с которыми сталкивается главный герой,
  • осознать, как автор решает данные проблемы (какое решение, исход для описываемой проблемной ситуации будет наиболее справедливым по мнению автора),
  • развить навык приведения аргументации.

  1.        Комментируя своё заполнение “ВК”, например, по балладе В. А. Жуковского “Лесной царь”, ученик должен убедить вас в своей правоте. Почему он считает, что это баллада? Потому что так написано в учебнике? Этот ответ нас не устраивает, ведь дети должны мыслить самостоятельно. Это баллада, потому что
  • сочетает в себе признаки эпоса и лирики, т. е. имеет сюжет и выражает авторские эмоции,
  • содержит в себе реальное и фантастическое.

 

 

 

  1. Каков круг проблемных вопросов в данном произведении? Читая балладу, мы спрашиваем себя, почему умирает мальчик? Являются ли причиной его смерти чары лесного царя? Насколько велико влияние природных сил на человека? 

 

  1. Что думает автор по поводу изображаемых событий? В. А. Жуковский в своей балладе варажает языческие, мифологические представления об отношениях человека и природы. “Природа загадочна и непостижима”, – говорит нам автор в данном произведении.

Инструкцию по выполнению задания “Визитная карточка” можно посмотреть по ссылке. 

 

       Для закрепления и систематизации полученных УУД в конце четверти/полугодия/ года полезно составлять структурно-логическую схему для произведений с одинаковой проблематикой. Одну и ту же проблему авторы решают по-разному. Для примера предлагаю структурно-логическую схему, составленную по программе 6 класса Курдюмовой Т. Ф.

 

 

       Предложите детям самостоятельно написать на линии ключевое слово, выражающее отношение человека к природе (скачайте нижепредложенный файл). Усложните ученикам задачу, оставив внутри блока только ФИО автора. Пусть подумают, в каком из произведений есть данная проблематика. 

 

Желаю Вам успехов!

Файлы (всего: 2)
Файлы (всего: 2)
файл
png
26.69 KB
Курдюмова 6 Человек и природа.png
файл
png
48.52 KB
6 человек и природа.png